Велосипед на тротуаре: иллюзия безопасности

На днях я сделал удивительное открытие. Оказывается, ездить на велосипеде по тротуару опаснее, чем по дороге. По разным данным, от 2 до 10 раз! Это противоречит здравому смыслу, но многочисленные исследования говорят именно об этом. Я сам езжу, когда это возможно, по дорогам, но всегда делал это в основном из-за удобства и скорости, а также из уважения к непредсказуемым пешеходам. И привык платить за это необходимостью все время вертеть головой, чтобы не попасть под колеса очередного джигита или “блатного”. Как говорил мой авто-инструктор, нужно смотреть на все 380 градусов. “Почему на 380, сэнсэй?” — “Потому что на 360 недостаточно”

goat reverse

Как же так получается? Ведь обычно кажется: “Быть пешеходом безопасно – значит, я буду делать то же самое, но на велосипеде. И все будет хорошо”.

Но во-первых, пешеходы на тротуарах вовсе не в безопасности. Каждый год в России погибает 7-8 тысяч пешеходов, из них только около половины нарушили ПДД. Остальным просто не повезло оказаться в том месте, куда въехал переоценивший свои способности или просто заснувший автомобилист. Много интересной статистики можно посмотреть на сайте ГАИ.

Во-вторых, велосипедист на тротуаре подвергает себя множеству дополнительных рисков. Дело в том, что пешеходные зоны проектируются, как это ни странно, для пешеходов. И дорожное покрытие может и обычно имеет интересный профиль, различные ямы и, конечно же, всеми любимые бордюры. Движение по такому рельефу само по себе приносит массу сюрпризов.

Bike_vs_curb

Наконец, есть еще моя любимая вещь – ложное чувство безопасности. Велосипедист, имеющий привычки пешехода и находящийся в знакомой среде, расслабляется и зачастую просто не смотрит по сторонам. А если он еще и в шлеме, то и вовсе, наверное, считает себя неуязвимым. Это назывется “risk compensation“, и суть феномена заключается в том, что человек рискует тем больше, чем меньшую опасность он субъективно чувствует. Будь то спорт, секс или велосипед, risk compensation работает примерно одинаково: такова наша природа. Подобные иллюзии приводят к опасным последствиям. Освоившись, велосипедист начинает ездить на совсем не пешеходных 20-30 км/ч, ведь на соседней полосе нет автомобиля и бояться, кажется, нечего.

А тем временем очень распространенными являются столкновения с автомобилями на выездах со двора и перекрестках. Быстро движущегося велосипедиста просто не успевают заметить, а он тем временем уже несется по зебре или мимо слепого выезда из арки или чего-то подобного.

le wild bike

И по пункту 24.6 ПДД велосипедиста в такой ситуации часто признают неправым. В результате и сам побит, и за ремонт автомобиля платить.

В противовес описанному выше, велосипедист на проезжей части может сконцентрироваться на движении, а не на слаломе вокруг пешеходов, ям и бордюров. Его лучше видно и ему лучше видно, потому что он не закрыт деревьями, припаркованными автомобилями и прочим. Наконец, он яснее осознает хрупкость своего положения и, если он не наркоман, будет следить за обстановкой на “все 380 градусов”, не очарованный иллюзорной безопасностью привычного тротуара.

Какой я из всего этого делаю вывод? Смотреть по сторонам нужно всегда. Если чувствуете, что не готовы к проезжей части, то езжайте по тротуару – это более-менее законно с 2014 года – но медленно и внимательно, не создавая помех пешеходам. Выезжать на дорогу, несомненно, нужно только тогда, когда вы ознакомились с правилами дорожного движения. Вообще, лучше не выходить из дома без сопровождения взрослых, не зная основ ПДД.

Если же вы собираетесь перемещаться на велосипеде на сколько-нибудь значительные расстояния, то переходите на движение по проезжей части. Мало того, что это, оказывается, безопаснее. Я убежден, что однажды преодолевший страх дороги велосипедист с меньшей вероятностью бросит это занятие – а значит, вдвое снизит свой риск умереть “от сердца”, сэкономит кучу денег себе и государству, порадует работодателя редкими больничными и вообще будет по жизни веселым и бодрым.

yay bieks

Просто не забудьте уточнить, кто кого пропускает на перекрестках и “на какой свет дороги нет”. Пообщайтесь с опытными городскими велосипедистами на предмет know-how. Почитайте о том, как перестать бояться, а также мою грядущую серию “понятия дорожного движения” (скоро тут будет ссылка), чтобы узнать то, о чем не напишут в газетах. Смотрите по сторонам и берегите себя!

← Предыдущая запись: “Нужна ли велосипедисту специальная экипировка?”

Следующая запись: “Контролирует он :-\” →

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s